Опасное и неопасное электричество занятие
11 апреля 2018
Опасное и неопасное электричество»
(воспитатель Королева Л.А. конспект НОД по разделу «Безопасность» для детей старшего дошкольного возраста)
Программные задачи:
- познакомить детей с понятием «электричество», «электрический ток», с причиной проявления статического электричества»;
- уточнить и расширить знания о бытовых электроприборах;
- ознакомить с основными правилами пользования электроприборами;
- развивать стремление к поисково-познавательной деятельности;
- развивать мышление, речь детей;
- воспитывать интерес к познанию окружающего мира;
- вызвать радость от открытий, полученных от опытов.
Материал и оборудование: карточки «Бытовые электроприборы», иллюстративный материал «Откуда берётся ток», карточки-схемы «Правила пользования электроприборами», дидактическая игра «Что есть, что было», пластмассовые расчёски, кусочки шерстяной ткани, бумажные бабочки, игрушка пианино, батарейка, конфетти, лоточки.
Предварительная работа: рассматривание картинок «Бытовая техника», беседа о правилах обращения с опасными предметами (режущими, колющими, взрывоопасными, …), чтение С.Я.Маршака «Рассказ о неизвестном герое», К.Нефёдова «Как Коля муху ловил», «Сгоревшее печенье», загадывание загадок, сюжетно-ролевая игра «Семья».
Ход мероприятия:
Дети играют в хороводную игру «Кто позвал тебя, узнай». Входит Незнайка. Здоровается.
Дети: - Здравствуй!
Воспитатель: - Ребята, вы узнали, кто к нам пришел в гости?
Дети: - Незнайка.
Незнайка: - Ребята, я пришёл к вам за помощью. Я боюсь оставаться в доме один. Думаю, что что-нибудь взорвётся или загорится.
Воспитатель: - Дети, давайте поможем Незнайке. Объясним, что в доме оставаться одному совсем не страшно. А чтобы ничего не случилось, надо знать и соблюдать правила безопасного поведения в доме. Сейчас мы попробуем определить, какие опасности могут быть дома. Какие предметы в доме можно считать опасными?
Незнайка: - А какие же это предметы?
Дети: - Острые, колющие, режущие, взрывоопасные, лекарства.
Воспитатель: - Ребята, а ещё есть бытовые электроприборы. И каждый из них таит в себе опасность.
Незнайка: - Что значит «бытовые»?
Воспитатель: - Это значит помогают человеку в быту, в повседневной жизни.
Незнайка: - Какие же это приборы?
Дети: - Телевизор, пылесос, холодильник, стиральная машина, электроплита, электрочайник и т.д.
Незнайка: - А как они помогают человеку? Что они делают?
Воспитатель: - Сейчас об этом дети расскажут.
Дети берут по карточке с изображением электроприбора и по-очереди рассказывают.
- Электрическая лампа нужна для того, чтобы давать свет.
- Холодильник нужен для хранения продуктов.
- Пылесос помогает убирать квартиру, удаляет пыль.
- Стиральная машина предназначена для стирки белья.
- Утюг – для глажения одежды.
- Электроплита – для приготовления пищи.
- Электрочайник – для кипячения воды.
- Микроволновая печь – для приготовления и разогревания пищи.
Незнайка: - А почему эти предметы называют электроприборами?
Воспитатель: - Ребята, может вы знаете?
Ответы детей.
Воспитатель: - Да, правильно. Потому что работают от электричества. Без электричества не сможет работать ни одни электроприбор. Вот мы вставляем вилку в розетку и происходит чудо: электроприбор оживает. Что же такое невидимое сидит в розетке и заставляет домашние машины трудиться вы узнаете, отгадав загадку.
Ребёнок:
- Что за зверь сидит в розетке?
Из какой сбежал он клетки?
Как на свет он появился?
И в розетке поселился?
(Электрический ток)
Воспитатель: - так что же это такое?
Дети: - Электрический ток.
Незнайка: - А что такое электрический ток? И откуда он берётся?
Воспитатель: - Я сейчас вам объясню. Вы видели, как течёт вода в реке? Так вот, электрический ток чем-то похож на реку, только в реке течёт вода, а по проводам маленькие-премаленькие частицы – электроны. И течёт эта электрическая река по проводам в определённом направлении. Вырабатывают электрический ток большие мощные электростанции. Затем ток очень высокого напряжения течёт по толстым проводам высоковольтной линии. Потом попадает на специальные подстанции, которые снижают его напряжение. И только после этого по обычным проводам электричество перетекает в наши дома, попадая в выключатели и розетки. Но подробнее вы узнаете об электричестве на уроках физики, когда пойдёте в школу.
Незнайка: - Да, в каждом доме есть электричество. А в вашей группе есть электричество?
Ответы детей.
Воспитатель: - Дети, а по каким предметам вы догадались, что в группе есть электричество.
Дети: - Розетки, лампочки, выключатели.
Воспитатель: - Правильно, электричество есть сейчас в каждом доме. Это наш самый первый помощник. С помощью электричества работают все наши приборы.
Незнайка: - А раньше было электричество?
Воспитатель: - Нет, много лет назад человек не знал, что электричеством можно пользоваться. Трудно приходилось человеку справляться с жизненными проблемами. Давайте, ребята, на несколько минут вернёмся в прошлое и посмотрим, как люди обходились без электричества. Поиграем в игру «Что есть, что было».
- Перед вами на карточках изображена бытовая техника, которая помогает сейчас папам, мамам и вам, и предметы, которыми пользовались до появления электричества. Мальчики, возьмите любую карточку с изображением бытовой техники. А вы, девочки, карточку с изображением предмета, которым пользовались раньше, и найдите пару.
Дети берут карточку с изображением электроприбора и подбирают пару:
стиральная машина – корыто, пылесос – веник, электроплита – русская печь, электролампа – свеча и т.д.
Воспитатель: - Молодцы! С заданием справились. Вы увидели, как было раньше, порадовались, как стало удобно сейчас. Но электричество таит в себе опасность.
Незнайка: - А всё ли электричество опасно?
Воспитатель: - Нет, Незнайка, есть ещё электричество неопасное, тихое, незаметное. Оно живёт повсюду, само по себе. И если его поймать, то с ним можно интересно поиграть. И сейчас мы превратимся в волшебников и поучимся ловить неопасное электричество. Произносим слова: раз, два, три, четыре, пять – хочу волшебником я стать.
Дети проходят и садятся за столы.
Опыт 1.
Перед детьми на столе лежат кусочки шерстяной ткани, пластмассовые палочки, бумажные бабочки.
Воспитатель: - Дети, возьмите палочку и прикоснитесь к бумажным бабочкам. С бабочками что-то происходит? (Нет)
- Как же заставить бабочек притянуться к палочке?
Предположения детей.
- Сейчас мы сделаем обычные палочки волшебными, электрическими. Возьмите кусочек шерстяной ткани и натрите им палочку. Медленно поднесите её к бабочкам и тихонько поднимите её. Что же происходит с бабочками? (Бабочки притянулись к палочке)
- Как же палочка стала электрической? (Её натёрли кусочком ткани)
- А на себе вы когда-нибудь ощущали лёгкий треск, а иногда даже искры, когда снимали одежду?
Вывод: электричество живёт в одежде.
Воспитатель: - А теперь попробуем сделать другие предметы волшебными.
Опыт 2.
Перед детьми на лоточках конфетти и пластмассовые расчёски.
Воспитатель: - Ребята, прикоснитесь расчёской к конфетти. Что произошло с конфетти?
Предположения детей.
Воспитатель: - Возьмите расчёски и потрите их о волосы. Поднесите расчёски к конфетти. Что произошло?
Ответы детей.
Вывод: Электричество живёт не только в одежде, но и в волосах.
Опыт 3.
Незнайка: - Ребята, а в игрушках может быть электричество? Я люблю играть на гитаре.
Незнайка замечает пианино в группе.
Незнайка: - А вот и пианино! Сейчас я вам сыграю.
Незнайка нажимает на кнопку, а оно молчит.
Незнайка: - Почему же оно не работает?
Ответы детей.
Незнайка: - Действительно, там нет батарейки.
Воспитатель: - Сейчас, Незнайка, мы поставим батарейку и посмотрим, что же будет. Поставим так – плюс к плюсу, минус к минусу. Игрушка заработала. Почему? Что за сила такая скрывается в батарейках?
Ответы детей.
Воспитатель: - Да, когда мы поставили батарейку, через игрушку пошёл электрический ток. И она заработала.
Вывод: в батарейках живёт неопасное электричество.
Воспитатель: - Ребята, а в бытовых электроприборах опасное или неопасное электричество?
Ответы детей.
Воспитатель: - А чем оно опасно?
Ответы детей.
Воспитатель: - Как много вы сегодня узнали об электричестве. Но каждый из вас должен знать и помнить, как правильно обращаться с электричеством, как пользоваться электроприборами, чтобы не было беды.
- Запомните такие правила безопасности (по карточкам-схемам):
- Не дотрагивайся до проводов и электроприборов мокрыми руками!
- Пользуйся только исправными электроприборами! Не оставляй их включёнными без присмотра!
- Не играй с розетками!
- Уходя из дома, гаси свет и отключай электроприборы!
- Не оставляй включённую плиту без присмотра. Не включай её без необходимости!
- А главное правило пользования электроприборами для дошкольников – нельзя включать электроприборы без разрешения взрослых и в их отсутствие.
Воспитатель: - Запомните, дети, правила эти и смело оставайтесь дома одни, с вами не случится никакой беды.
Воспитатель: - Ребята, что вы сегодня узнали об электричестве?
Рассказы детей.
Ребёнок: - Электричество, все знают, - это очень хорошо.
Если правильно всё делать – благо нам даёт оно.
Если ж правила нарушишь – будет много разных бед.
Соблюдай ты все советы и не нарушай запрет.
Воспитатель: - Ты, Незнайка, запомнил все правила безопасности при обращении с электроприборами?
Незнайка: - Спасибо, ребята! Теперь я смело буду оставаться дома один, и буду соблюдать все правила безопасности. До свидания!
- До свидания!
Воспитатель: Ребята, в следующий раз мы продолжим с вами разговор об электричестве.