Королева Людмила Анатольевна

Опасное и неопасное электричество занятие

11 апреля 2018

Опасное и неопасное электричество»

(воспитатель Королева Л.А. конспект НОД по разделу «Безопасность» для детей старшего дошкольного возраста)

Программные задачи:

- познакомить детей с понятием «электричество», «электрический ток», с причиной проявления статического электричества»;

- уточнить и расширить знания о бытовых электроприборах;

- ознакомить с основными правилами пользования электроприборами;

- развивать стремление к поисково-познавательной деятельности;

- развивать мышление, речь детей;

- воспитывать интерес к познанию окружающего мира;

- вызвать радость от открытий, полученных от опытов.

Материал и оборудование: карточки «Бытовые электроприборы», иллюстративный материал «Откуда берётся ток», карточки-схемы «Правила пользования электроприборами», дидактическая игра «Что есть, что было», пластмассовые расчёски, кусочки шерстяной ткани, бумажные бабочки, игрушка пианино, батарейка, конфетти, лоточки.

Предварительная работа: рассматривание картинок «Бытовая техника», беседа о правилах обращения с опасными предметами (режущими, колющими, взрывоопасными, …), чтение С.Я.Маршака «Рассказ о неизвестном герое», К.Нефёдова «Как Коля муху ловил», «Сгоревшее печенье», загадывание загадок, сюжетно-ролевая игра «Семья».

Ход мероприятия:

Дети играют в хороводную игру «Кто позвал тебя, узнай». Входит Незнайка. Здоровается.

Дети: - Здравствуй!

Воспитатель: - Ребята, вы узнали, кто к нам пришел в гости?

Дети: - Незнайка.

Незнайка: - Ребята, я пришёл к вам за помощью. Я боюсь оставаться в доме один. Думаю, что что-нибудь взорвётся или загорится.

Воспитатель: - Дети, давайте поможем Незнайке. Объясним, что в доме оставаться одному совсем не страшно. А чтобы ничего не случилось, надо знать и соблюдать правила безопасного поведения в доме. Сейчас мы попробуем определить, какие опасности могут быть дома. Какие предметы в доме можно считать опасными?

Незнайка: - А какие же это предметы?

Дети: - Острые, колющие, режущие, взрывоопасные, лекарства.

Воспитатель: - Ребята, а ещё есть бытовые электроприборы. И каждый из них таит в себе опасность.

Незнайка: - Что значит «бытовые»?

Воспитатель: - Это значит помогают человеку в быту, в повседневной жизни.

Незнайка: - Какие же это приборы?

Дети: - Телевизор, пылесос, холодильник, стиральная машина, электроплита, электрочайник и т.д.

Незнайка: - А как они помогают человеку? Что они делают?

Воспитатель: - Сейчас об этом дети расскажут.

Дети берут по карточке с изображением электроприбора и по-очереди рассказывают.

  1. Электрическая лампа нужна для того, чтобы давать свет.
  2. Холодильник нужен для хранения продуктов.
  3. Пылесос помогает убирать квартиру, удаляет пыль.
  4. Стиральная машина предназначена для стирки белья.
  5. Утюг – для глажения одежды.
  6. Электроплита – для приготовления пищи.
  7. Электрочайник – для кипячения воды.
  8. Микроволновая печь – для приготовления и разогревания пищи.

Незнайка: - А почему эти предметы называют электроприборами?

Воспитатель: - Ребята, может вы знаете?

Ответы детей.

Воспитатель: - Да, правильно. Потому что работают от электричества. Без электричества не сможет работать ни одни электроприбор. Вот мы вставляем вилку в розетку и происходит чудо: электроприбор оживает. Что же такое невидимое сидит в розетке и заставляет домашние машины трудиться вы узнаете, отгадав загадку.

Ребёнок:

- Что за зверь сидит в розетке?

Из какой сбежал он клетки?

Как на свет он появился?

И в розетке поселился?

                             (Электрический ток)

Воспитатель: - так что же это такое?

Дети: - Электрический ток.

Незнайка: - А что такое электрический ток? И откуда он берётся?

Воспитатель: - Я сейчас вам объясню. Вы видели, как течёт вода в реке? Так вот, электрический ток чем-то похож на реку, только в реке течёт вода, а по проводам маленькие-премаленькие частицы – электроны. И течёт эта электрическая река по проводам в определённом направлении. Вырабатывают электрический ток большие мощные электростанции. Затем ток очень высокого напряжения течёт по толстым проводам высоковольтной линии. Потом попадает на специальные подстанции, которые снижают его напряжение. И только после этого по обычным проводам электричество перетекает в наши дома, попадая в выключатели и розетки. Но подробнее вы узнаете об электричестве на уроках физики, когда пойдёте в школу.

Незнайка: - Да, в каждом доме есть электричество. А в вашей группе есть электричество?

Ответы детей.

Воспитатель: - Дети, а по каким предметам вы догадались, что в группе есть электричество.

Дети: - Розетки, лампочки, выключатели.

Воспитатель: - Правильно, электричество есть сейчас в каждом доме. Это наш самый первый помощник. С помощью электричества работают все наши приборы.

Незнайка: - А раньше было электричество?

Воспитатель: - Нет, много лет назад человек не знал, что электричеством можно пользоваться. Трудно приходилось человеку справляться с жизненными проблемами. Давайте, ребята, на несколько минут вернёмся в прошлое и посмотрим, как люди обходились без электричества. Поиграем в игру «Что есть, что было».

- Перед вами на карточках изображена бытовая техника, которая помогает сейчас папам, мамам и вам, и предметы, которыми пользовались до появления электричества. Мальчики, возьмите любую карточку с изображением бытовой техники. А вы, девочки, карточку с изображением предмета, которым пользовались раньше, и найдите пару.

Дети берут карточку с изображением электроприбора и подбирают пару:

стиральная машина – корыто, пылесос – веник, электроплита – русская печь, электролампа – свеча и т.д.

Воспитатель: - Молодцы! С заданием справились. Вы увидели, как было раньше, порадовались, как стало удобно сейчас. Но электричество таит в себе опасность.

Незнайка: - А всё ли электричество опасно?

Воспитатель: - Нет, Незнайка, есть ещё электричество неопасное, тихое, незаметное. Оно живёт повсюду, само по себе. И если его поймать, то с ним можно интересно поиграть. И сейчас мы превратимся в волшебников и поучимся ловить неопасное электричество. Произносим слова: раз, два, три, четыре, пять – хочу волшебником я стать.

Дети проходят и садятся за столы.

Опыт 1.

Перед детьми на столе лежат кусочки шерстяной ткани, пластмассовые палочки, бумажные бабочки.

Воспитатель: - Дети, возьмите палочку и прикоснитесь к бумажным бабочкам. С бабочками что-то происходит? (Нет)

- Как же заставить бабочек притянуться к палочке?

Предположения детей.

- Сейчас мы сделаем обычные палочки волшебными, электрическими. Возьмите кусочек шерстяной ткани и натрите им палочку. Медленно поднесите её к бабочкам и тихонько поднимите её. Что же происходит с бабочками? (Бабочки притянулись к палочке)

- Как же палочка стала электрической? (Её натёрли кусочком ткани)

- А на себе вы когда-нибудь ощущали лёгкий треск, а иногда даже искры, когда снимали одежду?

Вывод: электричество живёт в одежде.

Воспитатель: - А теперь попробуем сделать другие предметы волшебными.

Опыт 2.

Перед детьми на лоточках конфетти и пластмассовые расчёски.

Воспитатель: - Ребята, прикоснитесь расчёской к конфетти. Что произошло с конфетти?

Предположения детей.

Воспитатель: - Возьмите расчёски и потрите их о волосы. Поднесите расчёски к конфетти. Что произошло?

Ответы детей.

Вывод: Электричество живёт не только в одежде, но и в волосах.

Опыт 3.

Незнайка: - Ребята, а в игрушках может быть электричество? Я люблю играть на гитаре.

Незнайка замечает пианино в группе.

Незнайка: - А вот и пианино! Сейчас я вам сыграю.

Незнайка нажимает на кнопку, а оно молчит.

Незнайка: - Почему же оно не работает?

Ответы детей.

Незнайка: - Действительно, там нет батарейки.

Воспитатель: - Сейчас, Незнайка, мы поставим батарейку и посмотрим, что же будет. Поставим так – плюс к плюсу, минус к минусу. Игрушка заработала. Почему? Что за сила такая скрывается в батарейках?

Ответы детей.

Воспитатель: - Да, когда мы поставили батарейку, через игрушку пошёл электрический ток. И она заработала.

Вывод: в батарейках живёт неопасное электричество.

Воспитатель: - Ребята, а в бытовых электроприборах опасное или неопасное электричество?

Ответы детей.

Воспитатель: - А чем оно опасно?

Ответы детей.

Воспитатель: - Как много вы сегодня узнали об электричестве. Но каждый из вас должен знать и помнить, как правильно обращаться с электричеством, как пользоваться электроприборами, чтобы не было беды.

- Запомните такие правила безопасности (по карточкам-схемам):

  1. Не дотрагивайся до проводов и электроприборов мокрыми руками!
  2. Пользуйся только исправными электроприборами! Не оставляй их включёнными без присмотра!
  3. Не играй с розетками!
  4. Уходя из дома, гаси свет и отключай электроприборы!
  5. Не оставляй включённую плиту без присмотра. Не включай её без необходимости!

- А главное правило пользования электроприборами для дошкольников – нельзя включать электроприборы без разрешения взрослых и в их отсутствие.

Воспитатель: - Запомните, дети, правила эти и смело оставайтесь дома одни, с вами не случится никакой беды.

Воспитатель: - Ребята, что вы сегодня узнали об электричестве?

Рассказы детей.

Ребёнок: - Электричество, все знают, - это очень хорошо.

Если правильно всё делать – благо нам даёт оно.

Если ж правила нарушишь – будет много разных бед.

Соблюдай ты все советы и не нарушай запрет.

Воспитатель: - Ты, Незнайка, запомнил все правила безопасности при обращении с электроприборами?

Незнайка: - Спасибо, ребята! Теперь я смело буду оставаться дома один, и буду соблюдать все правила безопасности. До свидания!

- До свидания!

Воспитатель: Ребята, в следующий раз мы продолжим с вами разговор об электричестве.

Оставить комментарий: