Королева Людмила Анатольевна

Методика выявления одаренности

11 апреля 2018

Методика "Карта одаренности" Хаана и Каффа (5-10 лет)

 

 

Общая характеристика

Эта методика создана на основе методики Хаана и Каффа. Она отличается от методики вышеназванных авторов тем, что для обработки результатов было "выброшено" несколько вопросов по каждому разделу, а также в целях облегчения подведения итогов был введен "лист опроса", позволяющий сравнительно легко систематизировать полученную информацию.

 Методика адресована родителям и также может применяться педагогами. Возрастной диапазон, в котором она может применяться, от 5 до 10 лет.

Инструкция

 Перед вами 80 вопросов, систематизированных по десяти относительно самостоятельным областям поведения и деятельности ребенка. Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:

 (++) - если оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто;

 (+) - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;

 (0) - оцениваемое и противоположное свойства личности выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;

 (-) - более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому.

 Оценки ставьте на листе ответов. Оценку по первому утверждению помещаем в первую клетку листа ответов, оценку по второму — во вторую и т.д. Всего на это должно уйти 10-15 минут.

 

Если вы затрудняетесь дать оценку, потому что у вас нет достаточных для этого сведений, оставьте соответствующую клетку пустой, но понаблюдайте за этой стороной деятельности ребенка.

 Попросите других взрослых, хорошо знающих ребенка, например бабушек и дедушек, дать свои оценки по этой методике. Потом можно легко вычислить средние показатели, что сделает результаты более объективными.

 

Лист вопросов

- Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями.

- Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения.

- Учится новым знаниям очень быстро, все "схватывает на лету".

- В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций.

- Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.

- Любит сочинять (писать) рассказы или стихи.

- Легко входит в роль какого либо персонажа: человека, животного и других.

- Интересуется механизмами и машинами.

- Инициативен в общении со сверстниками.

- Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений.

- Проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.

- Не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею.

- Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на то, что нужно запомнить.

- Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь.

- Чутко реагирует на характер и настроение музыки.

- Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого либо конфликта.

- Интересуется актерской игрой.

- Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.

- Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей.

- Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.

- Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.

- Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие средства).

- Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают.

- Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т.д.

- Хорошо поет.

- Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.

- Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.

- Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки.

- Легко общается с детьми и взрослыми.

- Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников.

- Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.

- Способен увлечься, уйти "с головой" в интересующее его занятие.

-  Обгоняет своих сверстников по учебе на год или на два, то есть реально должен бы учиться в более старшем классе, чем учится сейчас.

- Любит использовать какой либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке.

- В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.

- Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.

- Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.

- Любит рисовать чертежи и схемы механизмов.

- Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения.

- Хорошо понимает недосказанное.

- Бегает быстрее всех в детском саду, в классе.

- Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия.

- Способен по разному подойти к одной и той же проблеме.

- Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.

- Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшения для дома, одежды и т.д.) в свободное время, без побуждения взрослых.

- Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.

- Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния героев, их переживания и чувства.

- Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения.

- Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.

- Часто руководит играми и занятиями других детей.

- Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.

- Наблюдателен, любит анализировать события и явления.

- Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи.

- Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год или на два.

- Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.

- Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.

- Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеют делать его сверстники), и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.

- Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем то с увлечением рассказывает.

- Любит обсуждать изобретения, часто задумывается об этом.

- Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.

- Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.

- Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.

- Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов.

- Умеет делать выводы и обобщения.

- Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем.

- В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение.

- Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.

- С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.

- Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных "проектов" (модели летательных аппаратов, автомобилей, кораблей).

- Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.

- Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол и т.д.).

- Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и функциях предметов.

- Способен предложить большое количество самых разных идей и решений.

- В свободное время любит читать научно популярные издания (детские энциклопедии и справочники), делает это, как правило, с большим интересом, чем читает художественные книги (сказки и др.)

- Может высказать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.

- Сочиняет собственные, оригинальные мелодии.

- Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства, настроения.

- Любит игры драматизации.

- Быстро и легко осваивает компьютер.

- Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.

- Физически выносливее сверстников.

 

Методика рассчитана на выполнение основных функций:

Первая и основная функция — диагностическая.

 С помощью данной методики вы можете количественно оценить степень выраженности у ребенка различных видов одаренности и определить, какой вид у него преобладает в настоящее время. Сопоставление всех десяти полученных оценок позволит вам увидеть индивидуальный, свойственный только вашему ребенку "портрет" развития его дарований.

Вторая функция — развивающая.

 Утверждения, по которым вам придется оценивать ребенка, можно рассматривать как программу его дальнейшего развития. Вы сможете обратить внимание на то, чего, может быть, раньше не замечали, усилить внимание к тем сторонам, которые вам представляются наиболее ценными.

 Конечно, эта методика не охватывает всех возможных проявлений детской одаренности. Но она и не претендует на роль единственной. Ее следует рассматривать как одну из составных частей общего комплекта методик диагностики детской одаренности.

 

Обработка результатов

 

Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности:

  • интеллектуальная (1-й столбец листа ответов);
  • творческая (2-й столбец листа ответов);
  • академическая (3-й столбец листа ответов);
  • художественно изобразительная (4-й столбец листа ответов);
  • музыкальная (5-й столбец листа ответов);
  • литературная (6-й столбец листа ответов);
  • артистическая (7-й столбец листа ответов);
  • техническая (8-й столбец листа ответов);
  • лидерская (9-й столбец листа ответов);

•спортивная (10-й столбец листа ответов).

Оставить комментарий: